Бизнес на замене масла АКПП (часть 2) | Как выбрать установку для замены масла?

#Технологии
Опубликовано 08.02.2024

Уважаемые коллеги и партнёры!

Команда GRUNBAUM продолжает серию статей, посвященных обслуживанию автоматических коробок передач. Сегодня на повестке дня выбор установки для замены масла АКПП.

В предыдущей статье мы рассмотрели ручной и аппаратный методы замены масла АКПП и убедились, что внедрение на СТО метода аппаратной замены масла АКПП повышает качество выполняемых работ и доходы автосервиса. Теперь поговорим о выборе установки для замены масла.

Миф об опасности аппаратной замены масла

Прежде чем переходить к выбору установки, развеем миф о том, что аппаратный метод замены масла опасен для АКПП. По сути, и ручной, и аппаратный методы — это удаление и заправка масла. Если замена масла АКПП выполняется для исправного агрегата, то при правильном выполнении работ риски, как таковые, отсутствуют. Про это мы подробно рассказывали в одной из наших статей. Отметим ещё, что аппаратная замена снижает влияние человеческого фактора и расширяет возможности обслуживания. Остаётся лишь выбрать установку.

Критерии выбора установки

Выбор установки для замены масла АКПП основан на оценке ключевых критериев, охватывающих различные стороны процесса выполнения этой работы. Давайте их перечислим.

  • Совместимость установки с типами и моделями АКПП, которые вы собираетесь обслуживать.
  • Уровень автоматизации выполнения работы.
  • Система управления установкой.
  • Метод измерения количества масла.
  • Тип привода установки.
  • Информационная поддержка и техническая документация.
  • Надёжность и сервисное обслуживание.

Многие критерии, такие как, например, совместимость и надёжность, в комментариях не нуждаются. Рассмотрим более подробно уровень автоматизации, метод измерения и тип привода.

Уровень автоматизации

Установки, предназначенные для замены масла АКПП, классифицируются по уровню автоматизации. Их можно условно разделить на автоматические и ручные.

К ручным относятся установки, управление гидравликой которых осуществляется с помощью обыкновенных кранов. Автомеханик с помощью этих кранов переключает потоки на слив, подачу, закольцовывание и прочие режимы. Включение и выключение насоса установки также выполняется вручную. Как правило, такие установки не позволяют измерять количество масла ни по массе, ни по объёму. Контроль замены масла производится визуально по градуированной шкале.

Ручные установки обычно имеют невысокую стоимость и предназначены для автосервисов, где работы с АКПП выполняются крайне редко или являются сопутствующими. Примером места использования таких установок может служить агрегатный цех. Управлять ручной установкой должен высококвалифицированный специалист.

Автоматическими считаются установки, которые осуществляют гидравлические переключения с помощью электромагнитных клапанов, контролируемых электронным блоком управления. Наличие электронного блока управления позволяет выполнять различные выбранные автомехаником алгоритмы. Проще говоря, специалисту достаточно выбрать необходимый режим работы, а далее процесс будет контролироваться электроникой, которая проинформирует о его окончании.

Методы измерения количества масла по весу и объёму

Теперь поговорим о контроле над процессом замены масла АКПП. Во время замены необходимо контролировать количество откачиваемого старого масла и количество заправляемого нового масла. Автоматические установки по методу контроля количества масла делятся на два типа. Первые снабжены расходомером, а вторые — весами.

Измерение с помощью расходомера

Для контроля количества масла может использоваться расходомер, измеряющий объём прошедшего через него масла. Преимущества этого метода заключаются в простоте и низкой стоимости реализации, что снижает стоимость установки. Однако он имеет существенные недостатки, связанные со значительной зависимостью плотности масла АКПП от температуры (удельный вес масла снижается при нагревании). Проще говоря, объём меняется вместе с температурой. Следовательно, для заправки АКПП необходимым количеством масла необходимо знать его температуру и коэффициент расширения. Из-за разницы температур не получится заместить отработанное масло равноценным количеством нового масла. И последнее, контролировать заполнение ёмкостей для нового и отработанного масла в рамках такого метода можно только визуально. Отсюда вывод: если установка, предназначенная для замены масла АКПП, снабжена расходомером, то она не может быть полностью автоматической. Такие установки правильнее называть не автоматическими, а полуавтоматическими.

Измерение с помощью весов

Весовой контроль лишён недостатков контроля с помощью расходомера, так как вес масла АКПП не зависит от температуры. Кроме того, весы можно использовать для контроля веса ёмкостей с отработанным и новым маслом. При наличии соответствующих алгоритмов электроника не позволит запустить процесс замены масла, если не соблюдены условия (например, недостаточно масла для заправки или переполнена утилизационная ёмкость). Для удобства использования установок многие производители закладывают в управляющую программу алгоритм пересчёта веса в литры с учетом температуры и удельной плотности применяемого масла АКПП. Благодаря этому на экране панели управления отображается величина реального объёма масла. Следовательно, автоматические установки обязательно должны контролировать количество масла при помощи весов.

Тип привода

И последний критерий — тип привода, обеспечивающего подачу масла из установки в АКПП. Наиболее распространены два типа приводов: пневматические и электрические. Оба типа приводов имеют свои преимущества и недостатки.

  • Пневматические приводы зачастую более надёжны, но требуют подключения к пневматической линии СТО. Их существенными недостатками являются сложность реализации управления дозированием масла и вероятность завоздушивания системы.

  • Электрические приводы (насосы) обеспечивают точное управление дозированием масла и простоту интеграции. Они могут различаться по производительности. Чем выше производительность, тем к большему количеству моделей АКПП можно подключить установку для замены масла и тем меньше времени уйдёт на выполнение работы.

Итоги

Коллеги, мы познакомились с критериями выбора установки для замены масла АКПП. Теперь давайте для примера подберём установку, которая требуется СТО, имеющей от двух до пяти постов и специализирующейся на работах по техническому обслуживанию автомобилей различных марок. Предполагается, что работы на такой СТО выполняются специалистами средней квалификации.

Установка, которая будет использоваться для технического обслуживания АКПП на такой станции, должна удовлетворять нижеуказанным критериям.

Совместимость с типами и моделями обслуживаемых АКПП. Установка должна быть снабжена набором адаптеров для автомобилей, которые обслуживает СТО.

Максимальный уровень автоматизации выполнения работ. Установка должна быть полностью автоматической. Благодаря этому снижаются требования к квалификации специалистов и минимизируется риск ошибок, связанных с человеческим фактором.

Интеграция информационной поддержки и технической документации. Вся необходимая информация должна быть интегрирована в установку, чтобы специалисты могли сэкономить время на поиске нужных им сведений.

Интуитивно понятная процедура замены масла. Должен измеряться максимально возможный набор параметров с последующим формированием, хранением и предоставлением отчёта о проведенных работах.

Весовое измерение количества масла. Для достижения максимального уровня автоматизации установка должна быть снабжена весами.

Электрический привод. Должна быть предусмотрена возможность подключения установки к электросети 220 вольт и бортовой сети 12 вольт.

Надёжность и обслуживание. Производитель установки должен предоставлять гарантийное обслуживание и иметь сервисный центр в вашем регионе. Плановое техническое обслуживание установки должно быть доступно для проведения силами специалистов СТО.

Мы привели пример критериев выбора установки для замены масла АКПП. Теперь вы можете подобрать подходящую установку для технического обслуживания АКПП на своей СТО.

Спасибо, что остались с нами до конца.

С уважением к вам и вашему бизнесу,

команда GRUNBAUM


1atf.jpg 2com.png 3com.png

Читать дальше